Тбилиси в эпоху коронавируса: странные штрафы, переполненные рестораны и маски на улицах —

Тбилиси в эпоху коронавируса: странные штрафы, переполненные рестораны и маски на улицах -

Фото: Photo by Levan Verdzeuli/Getty Images

Я не была в Грузии три года, и на расстоянии казалось, что грузины относятся к коронавирусу проще, чем мы. Они вообще относятся к жизни проще и легче, так почему пандемия должна была стать исключением? Но эти надежды не оправдались.

Улетят не все

Первая небольшая «коронавирусная» проблема нарисовалась еще в Киеве. Дело в том, что перед въездом в Грузию теперь надо заполнять специальную анкету. 

После ее заполнения пришел ответ на e-mail: мол, форма предварительной регистрации успешно отправлена, по прибытии нужно предъявить отрицательный ПЦР-тест и пройти еще один ПЦР на третий день после въезда в страну. В общем-то ничего нового, так что я это письмо закрыла и забыла. И хорошо, что не удалила!

Я рассуждала, что в Грузии, как в стране ,«победившей диджитализацию», мою фамилию просто пробьют по базе в аэропорту, увидят, что я зарегистрирована, и тут же скажут «гамарджоба, генацвале!».  Но не тут-то было.

В киевском аэропорту меня даже не стали регистрировать на рейс до тех пор, пока я не нашла это письмо в почте и не продемонстрировала его на стойке регистрации. Сотрудник аэропорта пояснил, что это не их личная инициатива, а настоятельная просьба грузинской стороны: не пускать на борт путешественников, не имеющих при себе ответ на анкету и отрицательный ПЦР (или документ о вакцинации).

Но согласитесь: было бы очень логично предупредить заранее о том, что письмо нужно сохранить, потому что без него не пускают на борт.

Во время полета все было как обычно. Разве что регулярно звучали напоминания оставаться на протяжении всего полета в маске. Кстати, когда перед взлетом бортпроводник показывал, как в случае необходимости надевать кислородную маску, пассажиров предупредили: перед тем как надевать кислородную, снимите свою защитную маску!

Маски на улицах

Тбилиси удивил обилием масок не только в закрытых помещениях, но и на улицах. Единодушия по этому поводу среди жителей нет: одни утверждают, что маски на улицах продолжают оставаться обязательными, другие считают, что на улице уже можно и без масок, но все же носят их на всякий случай.

Дело в том, что в прошлом году, когда в Грузии вводили комендантский час, вместе с ним ввели и штрафы. И если за отсутствие маски сумма вполне подъемная – 20 лари в первый раз и 40 лари в случае повторного нарушения (около 175 грн и 350 грн соответственно), то за нарушение комендантского часа – 2000 лари (17,5 тыс. грн). Позже штрафы отменяли, потом снова вводили, и сегодня уже даже местные не могут понять, что происходит.

— Понятно, что все это мы переживаем впервые, но грузинское правительство за последние полтора года совершило несколько ошибок, которые достаточно негативно повлияли на отношение грузин к коронавирусу, — говорит жительница Тбилиси Ирина. – Во-первых, это штрафы: сначала ввели совершенно драконовские суммы, а потом, когда часть людей заплатила, а часть — нет (согласно официальным данным, общий объем неоплаченных штрафов в июне 2021-го составил около 24 млн долларов. – Авт.), их просто списали! Можно только догадываться, как себя чувствуют люди, которые заплатили штрафы и будут ли они их платить впредь.

Второй момент касается масочного режима, продолжает моя собеседница. В июле, когда заболеваемость в Грузии начала расти, правительство неожиданно отменило масочный режим на открытом воздухе. Почему это было сделано – непонятно. Возможно, хотели привлечь туристов или решили, что в такую жару на улицах в масках будет невыносимо. Но в результате такого решения в обществе сложилось мнение: раз на фоне роста заболеваемости маски отменяют, не так уж они и спасают.

По словам Ирины, в отношении к коронавирусу грузины мало отличаются от всего мира. И их «пандемические эмоции» колеблются в диапазоне от «мы все умрем» до «коронавируса не существует».

Кстати, мне все же удалось разобраться в этом вопросе: с середины августа 2021-го ношение масок как в помещениях, так и под открытым небом действительно снова обязательно. Так что местные жители задыхаются на улицах в масках не по собственному желанию и не по привычке, а в соответствии с действующим законодательством.

Об общественном транспорте

Говоря о жизни в Тбилиси, сразу хочется сказать о городском транспорте, который движется вперед семимильными шагами. На маршрутах города работают комфортабельные автобусы (троллейбусов и трамваев в городе нет), которые ходят строго по расписанию. А само расписание – на электронных табло на каждой остановке. Стоимость проезда в автобусе, как и в метро, составляет 0,5 лари (около 4,4 грн). Интересный момент: пассажир платит не за поездку, а за полтора часа пользования общественным транспортом. И если, например, человеку ехать на работу двумя видами общественного транспорта или нужно съездить, скажем, на рынок и обратно, то вполне можно уложиться в стоимость одной поездки, которая, как нетрудно заметить, вдвое ниже, чем в Киеве.

Обсуждая тему общественного транспорта Тбилиси, нельзя не упомянуть еще об одном интереснейшем проекте, который был реализован как раз за время пандемии. На проспекте Чавчавадзе для общественного транспорта выделены не правые, а левые полосы — соответственно, автобусные остановки расположены не на обочине, а посередине дороги.

Дело в том, что к строительству этой дороги привлекли французскую компанию, а та, в свою очередь, занялась исследованием движения. И пришла к выводу, что из-за особенностей проспекта (большое количество поворотов на прилегающие к проспекту улицы) размещение автобусных полос на обочине создало бы проблемы как для общественного транспорта, так и для частных автомобилей.

Так что теперь для пешеходов, которые переходят проспект Чавчавадзе, правила выглядят следующим образом. Сначала смотрим налево (оттуда едут автомобили), потом направо (оттуда едут встречные автобусы), потом – снова налево (там тоже автобусы), и снова направо (автомобили). Словом, надо быть все время начеку! Жители Чавчавадзе поначалу были не очень довольны новшеством, но сейчас привыкли. Тем более что автобусы благодаря выделенным полосам действительно стали быстрее личного автомобиля и такси.

Кстати, штраф за проезд по полосе общественного транспорта – 100 лари (870 грн). «Проскочить» не получится – камер очень много.

О ресторанах и магазинах

При посещении ресторанов и торговых центров на входе – обязательный температурный скрининг, но в продуктовые магазинчики, особенно небольшие, пускают без проверки.  

К слову сказать, в тбилисских магазинах очень много товаров украинского производства – от спонжиков и ватных палочек до самых разных продуктов. Вот кто спасает украинский внешнеторговый баланс!

Многие популярные рестораны сегодня заполнены и переполнены, а в некоторые и вовсе нельзя попасть без бронирования столика. Для грузин это в новинку: конечно, они очень любят есть вне дома, но и заведений было всегда более чем достаточно для того, чтобы могли разместиться все желающие. Но сегодня желающих посидеть в ресторане больше, чем обычно.

Во-первых, все соскучились по общению, атмосфере расслабленности и любимым блюдам.

А во-вторых, сейчас это единственная законная возможность находиться без маски вне стен своей квартиры.

Тбилиси в эпоху коронавируса: странные штрафы, переполненные рестораны и маски на улицах -

Тбилиси в эпоху коронавируса: странные штрафы, переполненные рестораны и маски на улицах -

Украинских товаров в супермаркетах Тбилиси хватает. Фото: Наталья Мичковская

Источник